Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Ведущие цели
взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых
условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями
воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи
и способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.
Оказать
помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3.
Обеспечить
учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в
определении:
·
специфики национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
·
выбора тех парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического
коллектива;
·
традиций культурно-досуговой жизни ДОО.
4.
Создать условия для участия родителей (законных
представителей) в образовательной деятельности.
5.
Обеспечить информационную открытость разработки и
реализации Программы для предоставления информации о ООП-ОПДО семье и всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
6.
Активизировать взаимодействие с родителями (законными
представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения
их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
7.
Обеспечить консультативной поддержкой родителей
(законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в
том числе инклюзивного образования.
При организации
совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в
рамках необходимо соблюдать основные
принципы:
- открытость детского
сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как
живет и развивается его ребенок);
- доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании
детей;
- создание активной развивающей среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в
развитии и воспитании ребенка.
личностно-развивающего
и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей (родителей
(законных представителей), педагогов ДОО) и детей;
- учет
этнокультурной ситуации развития детей;
- уважение взрослых к человеческому
достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях;
- поддержка взрослыми
положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей
друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка родителей
(законных представителей) в воспитании детей, охрана и укрепление их здоровья,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- единый подход к процессу
воспитания ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- дифференцированный подход к каждой
семье;
- равноответственность родителей и
педагогов.
Одним из важных условий реализации ООП-ОПДО является взаимодействие с
семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники
педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких
сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе.
Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети,
воспитатели, специалисты, младшие воспитатели,
медсестра, родители.
Равноправие субъектов подразумевает:
·
открытость к взаимодействию;
·
возможность запросить, и получить информацию;
·
инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь
возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из
субъектов;
·
возможность участия субъектов в планировании,
реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов,
образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным
институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека,
так и для социального, экономического культурологического развития
общества.
В
современных условиях дошкольное
образовательное учреждение является единственным общественным институтом,
регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть
имеющим возможность оказывать на
неё определенное влияние.
Взаимодействие ДОО с родителями как одно из условий
успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, позволит обеспечить ее
эффективность, повысить качество образования
при соблюдении следующих принципов:
-
совместные усилия семьи и ДОО в оказании помощи и
поддержки ребенку;
-
уважение и понимание между родителями и педагогами,
систематическое обсуждение вопросов
воспитания, обучения и развития ребенка;
-
проявление терпимости и деликатности в общении с
ребенком;
-
воспитание у детей уважения и доверия к взрослым
(родителям, педагогу, близким людям).
Родители являются первыми педагогами ребенка. Одной из
функций детского сада является оказание консультативно-методической помощи
родителям в воспитании и обучении детей.
На сегодняшний день в
ДОО осуществляется интеграция
общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями
родителей:
-
с семьями воспитанников;
-
с родителями детей, не посещающих
дошкольное образовательное учреждение.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят,
чтобы их детей не только готовили к школе,
но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки
общения, выявляли и развивали способности и др. Однако без партнерского
взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.
Все формы с родителями подразделяются на
-коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
-традиционные и нетрадиционные.
Коллективные
(массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей
ДОО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из
них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями
воспитанников.
Наглядно-информационные
- играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей,
которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Это формы работы проверенные
временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во
многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести
педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
- внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного
ДОО;
- работа с родителями за пределами ДОО. Ее цель – охватить подавляющее
большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский
сад или нет.
Особой
популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные
формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с
родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают
своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке,
сближаются с педагогами.
Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм
взаимодействия с родителями:
-Информационно-аналитические
-Познавательные
-Досуговые
-Наглядно-информационные
(информационно-ознакомительные, просветительские)
Доминирующую роль среди форм общения педагог -
родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их
взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру
родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание
ребенка в условиях семьи.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание ДОО. Его цель -
координация действий родительской общественности и педагогического коллектива
по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников
- Педагогический совет с участием родителей. Целью
данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному
осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных
потребностей.
-Родительская конференция - одна из форм повышения
педагогической культуры родителей
Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только
родители, но и общественность.
- Тематические консультации организуются с целью
ответить на все вопросы, интересующие родителей
-«Заочные» консультации - родители задают
разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
- Педагогический консилиум. В состав
консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по
основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру,
членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный
потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.
- Групповые
собрания родителей— это форма организованного ознакомления родителей с
задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в
условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы)..
- «Круглый стол»- В нетрадиционной
обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями
актуальные проблемы воспитания
-Родительский совет
(комитет) группы -то группа родителей, которая регулярно собирается для
того, чтобы содействовать администрации ДОО.
- Открытые занятия с детьми
в ДОО для родителей, где родителей знакомят со структурой и спецификой
проведения занятий в ДОО. -.
- «Дни открытых дверей» дают родителям
возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в
общение и деятельность детей и педагогов.
- Клубы для
родителей - данная форма общения предполагает установление между
педагогами и родителями доверительных отношений.
Досуговые формы
взаимодействия с родителями.
Досуговые формы организации общения призваны
устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а
также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем
педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую
информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только
если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию
мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями
не является основной целью общения.
К досуговым формам взаимодействия с родителями
относят:
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты,
соревнования).
- Выставки работ родителей и детей, семейные
вернисажи.
- Совместные походы и экскурсии.
- Благотворительный акции.
- Кружки и секции;
-Домашние гостиные;
- Работа театральной труппы дети –
родители (совместная постановка спектаклей);
-Музыкальные и литературные салоны;
- Коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с
родителями:
Данные формы общения педагогов и родителей решают
задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания
детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить
деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания,
объективнее увидеть деятельность воспитателя. К ним относят:
-видеофрагменты
организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
-фотографии
-выставки детских работ
-стенды, ширмы, папки-передвижки
Информационно-аналитические
формы организации взаимодействия с родителями - Анкетирование.
Основной задачей информационно-аналитических форм
организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование
данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей,
наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку,
запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической
информации.
Письменные формы
взаимодействия с родителями:
- Брошюры - помогают
родителям узнать о детском саде.
- Пособия содержат
подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в
течение всего года.
- Бюллетень- можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать
семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
·
положительной установкой взаимодействующих сторон на
совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
·
совместным планированием, организацией и оценкой
результатов образовательного процесса; свободой выбора участников деятельности.
Укрепление и развитие тесной связи и
взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья,
общественность) обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания обучения
ребенка, развития его личности.
Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может
быть сформулирован как
сочетание тёплого эмоционального
отношения к детям (моральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий
над запретами и наказаниями) с чётко определёнными правилами поведения, в
пределах которых предоставляется достаточный контроль для личной инициативы.
В основе взаимодействия детского сада и семьи
лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности,
совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил,
средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями
каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование
новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество предполагает не только взаимные
действия, но и взаимопонимание,
взаимопознание,
взаимовлияние. Мы
понимаем, что чем лучше знают и понимают
партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования
положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию,
договориться о совместных действиях.
Инициаторами установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они
профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно,
понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в
воспитании и обучении детей.
Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом
необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная
реализация задач этого взаимодействия определяют нашу направляющую роль в
семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является
организация нашей совместной деятельности, в которой родители - не пассивные
наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, т.е. включение
родителей в деятельность детского сада.
Под включением родителей в деятельность по реализации
целей и задач ООП-ОПДО понимается их участие в:
- стратегическом,
тактическом, оперативном планировании на всех уровнях: организационных форм
обучения, развития детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- согласовании
программ (образовательной, программы развития), планов совместной работы;
организации образовательного процесса;
- создании
творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными
достижениями;
- организации
современной развивающей среды в группах и на территории дошкольного учреждения;
- привлечении
родителей к оценке и контролю (общественная экспертиза) за качеством
образовательного процесса.
Признаками сотрудничества с семьей по реализации ООП-ОПДО образования
являются:
·
осознание цели деятельности каждым участником
образовательного процесса;
·
личный контакт между участниками процесса с обменом
информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
·
положительные межличностные отношения;
·
включение родителей и педагогов в общественные формы
обсуждения и решения проблем в организации образовательного процесса, в том
числе через сайт ДОО.
Подходы к взаимодействию с родителями по реализации
ООП-ОПДО:
1.
Родители рассматриваются, как важный фактор в
улучшении перспектив развития детей.
2.
Родители не только не мешают и не препятствуют работе
педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть
новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
3.
Родители имеют право на информированность и обращение
к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на
развитие своих детей.
4.
Родители при соответствующих условиях могут быть
субъектами организации, планирования и развития образовательной системы ДОО.
В основе совместной деятельности семьи и ДОО по реализации ООП-ОПДО заложены следующие
принципы:
1.
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и
обучении детей.
2.
Единство в понимании педагогами и родителями
ценностно-целевых ориентиров, задач, средств, условий, результата развития
ребенка.
3.
Помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со
стороны педагогов и родителей.
4.
Знание педагогами и родителями воспитательных
возможностей педагогического коллектива и семьи, максимальное использование
воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
5.
Постоянный анализ (с использованием общественной
экспертизы) промежуточных и «конечных» результатов образовательного процесса
(образования ребенка), с целью обеспечения успешности ребенка на каждом
возрастном этапе развития.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи в ходе реализации
ООП-ОПДО выстраивается по следующим направлениям:
·
вовлечение родителей в планово-прогностическую,
организационную, экспертно-аналитическую деятельность;
·
организация психолого-педагогического,
нормативно-правового просвещения
родителей;
·
практическая помощь семье в воспитании ребенка;
·
использование в практической деятельности позитивного
опыта общественного и семейного воспитания;
·
разработка тематического оформления образовательного
учреждения по работе с семьей;
·
активизация педагогического самообразования родителей;
·
расширение сферы дополнительного образования и
досуговых услуг.
Показатели степени включения родителей в деятельность
по реализации ООП-ОПДО
1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической
деятельности, т.е. наличие представлений:
·
о нормативно-правовой базе системы дошкольного
образования;
·
о возрастных и психологических особенностях развития
ребенка дошкольного возраста;
·
о педагогической деятельности в целом;
·
о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
·
об адекватных средствах и условиях развития ребенка;
·
об особенностях образовательного процесса в детском
саду;
·
о предполагаемых и реальных результатах развития детей
дошкольного возраста.
2. Владение необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками
воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование,
организацию и оценку результатов образовательного процесса.
4. Удовлетворенность образовательными услугами.
Родители владеют необходимыми знаниями, практическими
умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; активно
включаются в планирование, организацию и оценку результатов образовательного
процесса; удовлетворены образовательными услугами.