Положение о наставничестве МБДОУ Детский сад Яблонька с Маленькое 2022

1. Общие положения:
1.1. Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного
педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его
профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий по
воспитанию и развитию воспитанников и др.
Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной
организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии
учащихся.
1.2. Молодой специалист – начинающий профессиональную деятельность педагог, как
правило, получивший базовое педагогическое образование, приобретающий практический
опыт под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному
плану профессионального становления.
Правовая основа наставничества – настоящее Положение, ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы
профессиональной подготовки педагогических работников, должностные обязанности
педагогических работников.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью наставничества МБДОУ является оказание методической помощи и
поддержки молодым специалистам в процессе профессионального становления со стороны
опытных коллег
2.2. Задачи наставничества в МБДОУ являются:
привить молодым специалистам интереса к педагогической профессии и закрепить их в
ДОУ;
ускорить процесс профессионального становления молодых педагогов, развить
способность самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности;
формировать ответственное и творческое отношение к организации образовательного
процесса;
организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим
педагогам.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество в ДОУ оформляется приказом заведующего на основании решения
педагогического совета.
3.2. Руководство деятельностью наставников в масштабе детского сада осуществляет
старший воспитатель и руководитель ДОУ.
3.3. Руководитель ДОУ, старший воспитатель подбирает кандидатуру наставника из
числа наиболее опытных педагогических работников, имеющих системное представление о
педагогической деятельности, стабильно высокие показатели в области обучения, воспитания
и развития воспитанников, опыт методической работы, способность и готовность делиться
профессиональным опытом; обладающих гибкостью и деликатностью в общении; имеющих
стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.
3.4. Наставник может иметь одновременно не более двух молодых специалистов. Как
правило, опытный педагог назначается наставником на срок не менее одного года.
3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседании педагогического совета,
согласовываются с старшим воспитателем, утверждаются на заседании педагогического
совета. На основании решения педагогического совета издается приказ заведующим об
организации наставничества.
3.6. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с начала
трудовой педагогической деятельности молодого специалиста.
3.7. Замена наставника производится приказом заведующего в случаях:

-

увольнения наставника;
перевода на другую работу молодого специалиста или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и молодого специалиста.

3.8. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников ДОУ:
- воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ;
- воспитателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых
служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и
овладения определенными практическими навыками;
- воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения
организованной деятельности в определенной группе.
3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является повышение
качества выполнения задач молодым специалистом в период наставничества. Оценку
эффективности работы наставника осуществляет педагогический совет
дошкольного
учреждения.
4. Обязанности наставника:
4.1 Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов,
определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2. Вводить молодого специалиста в должность (знакомить с основными
обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогическому работнику, правилами
внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности).
4.3. Контролировать и оценивать проведение молодым специалистом учебной
деятельности и др. мероприятий.
4.4. Изучать профессиональные и нравственные качества молодого специалиста, его
увлечения, наклонности, круг досугового общения, его отношение к педагогической
деятельности, дошкольному коллективу, воспитанниками, их родителям (законным
представителям).
4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом индивидуальный план
профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального и
нравственного развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки.
4.6. Контролировать выполнение индивидуального плана профессионального
становления молодого специалиста.
4.7. Привлекать молодого специалиста к участию в общественной жизни
педагогического коллектива, содействовать развитию общекультурной и профессиональной
компетентности.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
5. Права наставника:
5.1. В случае надобности и с согласия старшего воспитателя подключать к работе с
молодым специалистом других педагогических работников детского сада.
За успешную работу отмечается заведующим ДОУ по действующей системе
поощрения вплоть до предоставления к почетным званиям.
5.2.Курировать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и
письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста:
В период наставничества молодой специалист обязан:
6.1. Изучать нормативно-правовые документы, определяющие требования к
организации образовательного процесса в ДОУ, к его результатам, должностные обязанности
педагога, требования охраны труда и техники безопасности, права и обязанности
обучающихся и их родителей (законных представителей).

6.2. Выполнять индивидуальный план профессионального становления в
установленные сроки.
6.3. Постоянно работать над повышением профессионального педагогического
мастерства, овладевать практическими навыками в области обучения, воспитания и развития
воспитанников.
6.4. Использовать все возможности системы образования для своего
профессионального развития: посещать открытые занятия (в т.ч. в рамках аттестационных
испытаний), конкурсы профессионального мастерства, заседания методических объединений,
обучаться на курсах повышения квалификации, участвовать в работе проблемных семинаров,
вебинаров, конференций, круглых столов разного уровня и т.д.
6.5. Правильно выстраивать свои взаимоотношения с наставником, коллегами,
воспитанниками, родителями (законными представителями).
6.6. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
7. Права молодого специалиста:
7.1. Вносить на рассмотрение администрации детского сада
предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку работы
молодого специалиста, давать по ним разъяснения.
7.4. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.5. Защищать свои интересы в случае дисциплинарного или служебного
расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
старшего воспитателя:
8.2. Старший воспитатель обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогическим работникам
детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для наставничества;
- оказывать организационную, методическую помощь в развитии системы
наставничества ДОУ;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества ДОУ;
- определять меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность
специалистами несет старший воспитатель.

за

работу наставников

с

9. Документы, регламентирующие дошкольное наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Настоящее Положение
Приказ заведующего об организации наставничества
Планы работы педагогического совета
Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога.

молодыми

Методические рекомендации по развитию наставничества
в МБДОУ «Детский сад «Яблонька» с.Маленькое»
Одной из важнейших задач администрации и коллектива образовательной организации
является создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога к учебновоспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы наставничества в
ДОУ.
Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и
ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того,
наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,
способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению
педагогических кадров.
Современному детскому саду
нужен профессионально компетентный, творчески
мыслящий и работающий педагог, способный к осмысленному включению в
инновационные процессы. Однако, как показывает анализ дошкольной действительности
и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне
готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация
молодого педагога может протекать длительно и сложно.
Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные
качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника
администрация детского сада должна помнить, что наставничество – это общественное
поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог
наставник
должен
обладать
высокими
профессиональными
качествами,
коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег,
(воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого
специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием
эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям,
умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен
всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию
профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в
общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его
творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем
потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению
инновационными технологиями обучения и воспитания.
Наставнику следует:
1) обратить особое внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебно-воспитательного процесса;
- возможности использования в практической деятельности дидактических и технических
средств обучения;
- требования к ведению дошкольной документации.
2) обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
- практического освоения основ педагогической деятельности (проектирование,
подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и приемы обучения;
психологические основы управления деятельностью воспитанников на занятии, создание
благоприятного психологического климата на занятиях и др.);
- разработки программы творческого саморазвития;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- определение направлений повышения квалификации;
- применение ИКТ-технологий в образовательной практике;
- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.
Руководитель образовательного учреждения совместно с старшим воспитателем ,
педагогом наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен

осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога
(специализация, дополнительная специальность, должностной рост).
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с входного
анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях,
проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего
педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было
конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть
ментором, поучающим молодого и неопытного педагога или только демонстрирующим
свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно,
наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с
молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия:
деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и
пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать
решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого
руководителя. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к
неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю
– обучаясь; формировать общественную активность молодых педагогов, обучать их
объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с
молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на
занятиях, посещают занятия своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом,
мнениями.
Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов.
Цели анкетирования:
- выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми
нужно работать в следующем году;
- проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению
содержания образования для составления банка данных успешности работы.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами,
консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или
модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психологопедагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с
родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация занятий,
презентация себя как педагога, передача педагогического опыта от поколения к
поколению воспитателями -мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения
начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя
увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате
молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную
категорию, растет их профессионализм.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми
педагогами, как проведение аукциона педагогических идей. В процессе такого общения
воспитатели отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей
работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно
объединение опытных педагогов наставников и молодых педагогов, которые помогут друг
другу.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация
детского сада и наставники подготовят им различные «памятки»:
- обязанности воспитателя;
- организация работы с неуспевающими воспитанниками;
- анализ и самоанализ занятия;
- как правильно организовать работу с родителями;
-методические рекомендации по проведению родительского собрания, внегрупповых
мероприятий и др.
Администрация детского сада или воспитатель наставник могут создать портфолио

молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с
отзывами на проведенные занятия и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в
профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической
деятельности.
Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога,
свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках,
отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио
может быть использован и как форма полного и разностороннего представления молодого
специалиста к аттестации на квалификационную категорию.

АНКЕТА
для молодых педагогов
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких
знаний,
умений,
навыков
вам
не
хватает
в
настоящее
время?________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете
трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении занятий
- проведении внегрупповых мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с воспитанниками, их родителями
- другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- формулировать цели занятия
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации
целей занятий
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать деятельность воспитанников на занятии
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- развивать творческие способности воспитанников
другое (допишите)______________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности
отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке
выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого педагога
- другое (допишите)__________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных
семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них
вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке
выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников
- учет и оценка знаний воспитанников
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
- другое (допишите) ________________________________________

ПАМЯТКА
молодому педагогу
Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому
позвольте мне как воспитателю -наставнику поделиться опытом, накопленным за многие
годы работы в детском саду воспитателем.
Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план
работы:
- сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в детском саду не
первый год);
- написать характеристику группы;
- определить цель, поставить воспитательные задачи.
Постарайтесь спланировать экскурсии, развлечения, темы родительских собраний.
Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите
удобную для вас форму самообразования.
Вы можете включить в план работы следующие разделы:
- занятия;
- участие в различных мероприятиях;
- дела группы;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с воспитанниками
Приготовьтесь к тому, что воспитатель ведет следующую документацию, например:
- журнал посещаемости;
- план календарно-тематического планирования;
- папка по теме самобразования;
- папки с разработками воспитательных мероприятий.
Составьте себе памятку:
- группа, закрепленная за вами;
- список многодетных и социально не защищенных семей;
- сведения об воспитанниках группы и и их родителях с указанием домашнего
адреса, телефона;
- педсоветы в квартал 1 раз ;
- расписание занятий группы;
- состав родительского комитета (если е есть Попечительский совет, то указать
представителя от группы );
- дни рождения воспитанников по месяцам;
- дела, которые требуют предварительной подготовки;
- акции, в которых могут принять участие родители.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
работы наставника на период
№
Наименование мероприятий
п/п
1. Изучить анкетные данные молодого педагога
Ознакомить молодого педагога с историей и
2.
традициями ДОУ
Оказать помощь молодому педагогу в усвоении
нормативных
правовых
документов,
3.
регламентирующих организацию деятельности
ДОУ
Провести с молодым педагогом беседу о
4.
профессиональной этике
Подобрать и рекомендовать молодому педагогу
5. для изучения перечень специальной литературы,
провести с ним беседу.
Оказать помощь в разработке плана проведения
6.
мероприятий.
7.

Оказать методическую помощь.

8.

Провести консультации по темам:

9.

Подготовить характеристику на закрепленного
специалиста
ФИО наставника

Подпись наставника

Сроки
выполнения

Отметка о
выполнении

Примечание

«__» ________ 20__ г.

Примерная форма индивидуального плана по осуществлению наставничества
над молодым педагогом
№ Выполняемые мероприятия
п/п
ДАТА
1.
2.
ДАТА
1.
2.

Время

Метод выполнения

Отметка о
выполнении

Отчет о проделанной работе по организации наставничества за _________ год
Наименование ДОУ
Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника
Педагогический стаж работы наставника
Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество
Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом
Шкала оценок
1
2
3
4
не
частично
соответствует
превосходит требования
соответст соответствует
требованиям (знания
(знания исчерпывающие,
вует
(знания и навыки
достаточно полные, но
умения уверенно
требовани недостаточные,
имеются вопросы,
применяются на практике)
ям
отрывочные и
требующие
(знания и несистематизирова дополнительной
владение нные, неуверенно
консультации, владение
навыками применяются на
навыками достаточно
отсутству практике)
уверенное)
ет)
Профессиональные знания и умения
№ Наименова Дата
Дата
Оценка
Оценка
Комментарии
ние
начала
окончания
наставник руководител
выполненн
а
я
ых
мероприят
ий по
осуществле
нию
наставниче
ства
1
2
Предварительная оценка (на основании выставленных наставником
оценок)
Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя)

Руководитель _____________
________________________________________
«______»_____________________20__________г.
подпись
Ф.И.О.
Наставник _____________
________________________________________
«______»_____________________20__________г.
подпись
Ф.И.О.
Педагог с результатами наставничества ознакомлен____________________
«______»_____________________20__________г.


Наверх

важное

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».