Положение об оказании логопедической помощи МБДОУ Детский сад Яблонька с Маленькое 2022

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021
года,
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998г №124-ФЗ с изменениями на 31 июля 2020 года, Распоряжения
Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность детского сада, в части оказания
логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной
речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования (в том числе адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми,
имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителя-логопеда,
его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для
логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая
необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической
коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми
нарушениями.
1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:
• организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
• организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
• организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных
рекомендаций
воспитанникам,
их
родителям
(законным
представителям), педагогическим работникам;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации
и содержания логопедической работы с воспитанниками;
• активизация познавательной деятельности воспитанников;
• совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением
любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой
формы реализации дошкольных образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении
ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента
завершения оказания логопедической помощи:
• Программы и/или планы логопедической работы.
• Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
• Расписание занятий учителей-логопедов.
• Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь (Приложения 1).
• Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
• Отчетная документация по результатам логопедической работы.

2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних воспитанников (Приложения 2).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических
работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или)
письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники детского сада старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
• общее недоразвитие речи (ОНР);
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
• фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
• фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
• дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого
аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;
• нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной
и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ
дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим
недоразвитием речи).
2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой
отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.

2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей
(законных
представителей)
направляются
учителем-логопедом
в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и
др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.17. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной
формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в
зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не
более 25 человек.
2.18. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого
дефекта:
• с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
• с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим
недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;
• с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5
человек;
• с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
• с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
• минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.
2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом режима работы
дошкольного образовательного учреждения.
2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем-логопедом
и утвержденным заведующим дошкольным образовательным учреждением.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов
дошкольного образовательного учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных
групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети,
осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые
по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в
медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в
развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4. Положения.
Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования), а
также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также
необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская
карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего
профессионального образования, детских домов и школ-интернатов».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
• для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);

•

для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного
образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий
с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и
составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
• для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
дошкольным образовательным учреждением.
3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
• для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
• для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.7. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется
структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
• с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от
45 до 60 часов);
• с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием
речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года),
примерно от 45 до 60 часов;
• с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными
общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85
занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий;
имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95
часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено.
3.8. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления
речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту
воспитанников.
3.9. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является
финансовым документом.
3.10. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте воспитанниками
несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий
дошкольным образовательным учреждением.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991

4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование по специальности «Логопедия».
4.2.
Учитель-логопед
назначается
и
увольняется
заведующим
дошкольным
образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.

4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование
устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных;

психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых
расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития
и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных;
составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую
группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение
уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и
мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на
уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые
консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов
со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителялогопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по
выявлению детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование
речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений
речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей
функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
• повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
• обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и
родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
• повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
• совершенствование
программно-методического
оснащения
коррекционнологопедической деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей
по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и
обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи
детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа
с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и
(или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
воспитанников при совместной работе всех участников образовательной деятельности
(административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
• постоянно действующей консультативной службы для родителей;
• индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
• информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учительлогопед:
• проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более
тщательно обследуя речь детей;
• дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического
дефекта;
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991

•
•

проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести
речевого дефекта;
оформляет необходимую документацию.

5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:
• рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности;
• нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
• ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и
индивидуально-образовательным маршрутом;
• вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим Положением;
• способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
• обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
• строго соблюдать принципы педагогической этики;
• выполнять
распоряжения
администрации
дошкольного
образовательного
учреждения;
• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
• обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной
деятельности;
• осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями
детей, имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки
правильного речевого режима в группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
• на защиту профессиональной чести и достоинства;
• определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий
дошкольного образовательного учреждения;
• формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных
видов работ;
• знакомиться с документаций ДОУ;
• повышать квалификацию;
• аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
• для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения,
установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности,
условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически
оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий
и игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда
следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью
для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится
в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 2
Заведующему МБДОУ «Детский сад
«Яблонька» с. Маленькое»
Скороходовой Е.В.
От___________________________________
__________________________________
(ФИО полностью)
Паспорт №_______ серия ___________
Выдан: (когда)________________________
(кем)________________________________
___________________________________
Проживающего по адресу: _____________
____________________________________
____________________________________
Контактный тел: _____________________
СОГЛАСИЕ
НА ОБУЧЕНИЕ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Я, ______________________________________________________
________________________________________________________
(ФИО полностью)
Даю согласие на обучение своего ребенка _____________________
_________________________________________________________,
Дата рождения____________________________________________,
В МБДОУ «Детский сад «Яблонька» с.Маленькое» по адаптированной образовательной
программе дошкольного образования.
___________

_______________

___________________________

(дата)

(подпись)

(расшифровка)


Наверх

важное

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».