1
Паспорт Программы развития МБДОУ «Детский сад «Яблонька» с. Маленькое»
Основания 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
для
г. № 273 – ФЗ;
разработки 2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на
программы
2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №
1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996 – р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Устав образовательного учреждения;
6. СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»
7. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 78 «Об утверждении требований к
структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём
Назначение Программа развития предназначена для определения перспективных направлений
программы
развития образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за
предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления
обновления содержания образования и организации воспитания, управление
дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
Проблема
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой
государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и
доступной системы образования.
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно
сказывается на получении ими качественного образования
Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством
образования детей через общественно - государственные формы управления.
Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и
результативности педагогов к применению современных образовательных
технологий.
Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг
Сроки
реализации Программа реализуется в период 2020/2025 гг.
программы
Название ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНГО
ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ
САД
«ЯБЛОНЬКА» С. МАЛЕНЬКОЕ» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ НА 2020/2025 ГОДА
Авторы Заведующий - Канивец Елена Валериевна
Творческий коллектив работников ДОУ
Цель
Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с
ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное
образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы
успешной социализации и самореализации.
Задачи
Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с
учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
2
Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
Использование возможностей сетевого взаимодействия
с целью обеспечения
преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
Совершенствование материально-технического и программного обеспечения;
Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей
самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через
расширение сети дополнительного образования;
Развитие системы управления МБДОУ на основе включения
родителей
управленческий процесс.
Финансовое Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников
обеспечение финансирования: бюджет и внебюджетные дополнительные привлеченные средства
программы (спонсорские взносы, добровольные пожертвования для ведения уставной деятельности
и
прочие
доходы,
расширенные
нормативно-правовыми
документами,
регламентирующими финансово-хозяйственную
деятельность образовательного
учреждения).
Ожидаемые
Прогнозируемые результаты реализации программы
результаты: создание гибкой управленческой системы;
рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области
применения ИКТ;
улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы
дошкольного образования;
сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с
целевыми ориентирами ФГОС;
доступность системы дополнительного образования;
создание ресурсного центра художественно-эстетического развития детей, в рамках
сетевого взаимодействия.
расширение
образовательного пространства через
сотрудничество с
социокультурными учреждениями микрорайона и города..
Пояснительная записка
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена:
изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической
жизни страны;
принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и
дополнениями);
введение Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования;
изменение стратегии развития системы образования,
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение
доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается
неизменной на повестке дня. Для успешного существования и развития в современном
информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, необходимо
3
совершенствовать подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную
информационно-педагогическую среду;
разработка и внедрение новых педагогических технологий;
сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе МБДОУ;
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только
актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования,
дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным
результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской
общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить
индивидуальные запросы родителей.
Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ «Детский сад «Яблонька» с. Маленькое»,
можно сформулировать, как необходимость повышения качества образования,
динамики
инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала МБДОУ.
Концепция программы развития
МБДОУ «Детский сад «Яблонька» с. Маленькое»
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти
годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные
качества ребёнка, его ценностное отношение к окружающей действительности (природе,
продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания
мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала
дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического
сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для
максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной
задачей современной педагогики и психологии.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является:
Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС,
реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное
развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
Обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным и
потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности
деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и
экономическая целесообразность. А, так же, создание условий, обеспечивающих высокое качество
результатов воспитательно – образовательного процесса, опираясь на личностно ориентированную модель
взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его
психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого
потенциала.
Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов
образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность Программы развития ДОУ
направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Для успешной
адаптации ребенка в подвижном социуме, обеспечить личностно – ориентированную модель
организации педагогического процесса. Развитие у ребенка социальных компетенций в условиях
интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей.
Стратегия развития дошкольного образования, деятельность МБ ДОУ основывается на следующих
принципах:
4
Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка:
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов
Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда
Радикальное изменение организации предметно развивающей среды, жизненного
пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества
детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей;
Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции
различных видов деятельности
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в
воспитании и образовании детей.
Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность и единство всех систем
образовательной деятельности в решении следующих задач:
Психологическое и физическое здоровье ребёнка
Формирование начал личности
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых с развивающих технологий
образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие
содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого
ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы,
наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную
деятельность под руководством взрослого.
Участниками реализации Программы развития МБДОУ являются воспитанники в возрасте
от 1,5 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и
социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса
учитывается специфика развития города и его образовательного пространства.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности
МБДОУ «Детский сад «Яблонька» с. Маленькое» служат:
моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной
деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе,
направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;
использование здоровье сберегающих технологий;
совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада,
способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня
педагогов;
расширение спектра дополнительных образовательных услуг ;
укрепление материально–технической базы МБДОУ.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом
выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным
направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс
взаимосвязанных мероприятий
Цели и задачи программы развития ДОУ
Целью программы развития ДОУ на период до 2025 года является:
Цель: Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС,
реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное его
развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
5
Задачи:
Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом
индивидуальных особенностей дошкольников;
Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических
технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
Использование возможностей сетевого взаимодействия
с целью обеспечения
преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
Совершенствование материально-технического и программного обеспечения;
Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации
ребёнка в разных видах деятельности;
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети
дополнительного образования;
Развитие системы управления МБДОУ на основе включения родителей управленческий
процесс.
Прогнозируемые результаты реализации программы
создание гибкой управленческой системы;
рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области
применения ИКТ;
улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы
дошкольного образования;
сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми
ориентирами ФГОС;доступность системы дополнительного образования;
расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными
учреждениями района.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап - Организационно-аналитический- 2020г.
Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания
Программы развития ДОУ;
2 этап - Формирующий -2020/2023г.г.
Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
ФГОС;
3 этап - Обобщающий -2025г.
Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями
новой государственной политики.
Элементы риска развития программы ДОУ
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
рост числа детей с проблемами в развитии речевой и эмоционально - волевой сферы;
недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в Пассивность
педагогической общественности по отношению к заявленным направлениям
взаимодействия;
Непонимание и нежелание родителей участвовать в жизни детского сада и совместно
решать общие задачи;
Сдвиг сроков выполнения проектов Программы;
Не достижение всех заявленных результатов.
6
Основные направления Программы развития
Система управления;
Ресурсное обеспечение;
Образовательная система;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
Система управления:
Нормативно-правовое обеспечение - корректировка в соответствии с ФГОС;
Кадровое обеспечение – привлечение молодых специалистов, повышение
профессионального уровня педагогов;
Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов
управления.
Ресурсное обеспечение:
материально-техническое и программное обеспечение;
преобразование коррекционно-развивающей среды;
информатизация образовательного процесса,
финансово – экономическое обеспечение;
Образовательная система:
обеспечение качества дошкольного образования путем эффективности
воспитательно - образовательного процесса;
создание условий для индивидуализации образовательного процесса- разработка
индивидуальных маршрутов развития, ведение портфолио дошкольников;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
развитие ресурсных центров здоровьесберегающей,
психолого-педагогической и художественно-эстетической направленности
на базе образовательных учреждений района;
сотрудничество с социокультурными учреждения района
Основные мероприятия по реализации программы развития
№
1
Направление
развития
Система
управления
Содержательные
характеристики
- Нормативно-правовое
обеспечение корректировка в
соответствии с ФГОС;
-Кадровое обеспечение
–повышение
профессионального
уровня педагогов;
привлечение молодых
специалистов,
Мероприятия
-Разработка и корректировка
локальных актов,
обеспечивающих реализацию
программы развития
-разработка проекта обновления
учебно-материальной базы
образовательной деятельности
(создание творческой группы)
Период
реализации,
годы
2020 -2025гг.
-Составление индивидуального
графика повышения
2020-2025г.г
квалификации педагогов;
-Мотивация участия педагогов в
дистанционных и других внешних
курсах, в том числе в
переподготовке;
7
-Стимулирование деятельности
педагогов, планирование деловой
карьеры сотрудников, обобщение
передового опыта и публикации в
СМИ и печатных изданиях,
заключение договоров на
оказание дополнительных
образовательных услуг;
-Оценка и подбор кандидатов на
вакантные должности;
-Привлечение молодых
специалистов;
-Внедрение наставничества для
профессионального становления
молодых специалистов.
Организация и включение в
структуру управления ДОУ
мобильных объединений
педагогов, родителей
воспитанников, представителей
общественности:
Отработка механизма
2020-2025г.г
- Усиление роли
деятельности органов
родителей и признание самоуправления (Родительский
за ними права участия комитет)
при решении вопросов
управления
2
Ресурсное
обеспечение
-материальнотехническое и
программное
обеспечение;
-преобразование
коррекционноразвивающей среды;
-информатизация
образовательного
процесса,
Обновление и развитие
2020-2025г.
материально-технических
условий:
-установка системы
видеонаблюдения,
-оснащение образовательного
процесса оборудованием, учебнометодическими комплектами,
дидактическими пособиями в
соответствии с ФГОС,
Создание творческой группы по
внедрению ИКТ в
2020-2025г.г.
образовательный процесс;
-Открытие на сайте ДОУ
профессиональных блогов
специалистов;
-Создание электронных
«портфолио» педагогов.
8
3
Образовательная
система
Разработка системы
планирования на
основе требований
ФГОС;
-Взаимодействие с
родителями через
развитие проектной
деятельности.
4
Сетевое
взаимодействие
Совершенствование
образовательной
деятельности через
овладение
современными
технологиями,
обеспечивающими
целостное развитие
ребенка
Перспективно-тематическое,
ежедневное планирование, в
соответствии с реализуемыми
программами;
Разработка долгосрочных
2020-2025г.г
тематических проектов:
«Спорт и здоровье»;
«Экология души»;
Формирование гражданской
позиции всех субъектов
образовательного процесса через
работу в проектной деятельности
«Растим патриотов России»
- использование в
2020-2025г.
образовательной деятельности
современных развивающих
технологий (изучение, внедрение,
реализация в соответствии с
индивидуальными планами
педагогов)
-индивидуализация и
дифференциация образовательной
деятельности (введение в
практику работы по
формированию «портфолио»
дошкольника , составление
индивидуальных маршрутов
развития воспитанников
,дифференцированные планы)
-выявление и формирование
приоритетного направления
воспитательной работы в группе
Социальные эффекты:
Социально адаптированный ребёнок, успешно взаимодействующий в любом коллективе.
Повышение качества образовательного процесса
Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка
и получение обратной связи.
Повышение уровня компетенции педагогов.
Повышение уровня активной жизненной позиции педагогов и родителей, проживающих в
многокультурном и многонациональном районе.
Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному
решению проблем соблюдения прав и свобод человека, поддержания мира и согласия
Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье.
Распространение педагогического опыта.
9
№
Развитие материально-технической базы
Административная работа
Мероприятия
Количество
Сумма
дата
(рубли)
Разработка проектно1
100 000 2021 год
сметной документации для
ремонта отмостки здания
Разработка проектносметной документации для
ремонта фасада здания
Ремонт музыкального зала
Разработка проектносметной документации для
ремонта ограждения
Приобретение игрового
оборудования на игровые
площадки
Приобретение мебели
Замена линолеума во
2 младшей группе
На первом этаже коридоры
Заправка огнетушителей
2021 год
бюджет
130 000
2022
бюджет
1
100 000
2022
бюджет
12
500 000
2020
бюджет
350000
2020
бюджет
100000
2023
бюджет
5000
ежегодно
бюджет
653,88
тыс.руб.
3164,36
тыс.руб.
2021-2025
бюджет
2021-2025
бюджет
291300
2021-2023
вне бюджет
24650
2020-2025
вне бюджет
100000
2021- 2025
Бюджет
100000
ежегодно
Бюджет,
благотворит
5000
ежегодно
Вне бюджет
150
13
Приобретение мягкого
инвентаря:
полотенца
халаты
тюль
Приобретение
хоз.инвентаря
Ремонт игровых площадок
Лампы для прожектора
энергосберегающие
Приобретение
бюджет
100 000
Установка пожарной
сигнализации
Установка
видеонаблюдения
Косметический ремонт
групповых помещений
средства
6
3000
бюджет
10
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6.
2.7
2.8.
2.9
медикаментов в
медицинский кабинет
Бытовая химия
95000
ежегодно
ежегодно
Вне бюджет
Электролампы (экономки)
10000
ежегодно
Вне бюджет
Оформительские работы в
ДОУ
Обновление развивающей
среды во всех группах
5000
ежегодно
8000
Постоянно
Бюджет, вне
бюджет
Педагоги
благотворит
Замена светильников
12
50000
2020
бюджет
Приобретение игрового
материала в группах
6групп
50000
ежегодно
Бюджет,
благотворит
2.Учебно-воспитательная процесс
мероприятия
срок
Внедрение в практику методов проектов
2020-2025
Продолжить разработку оптимальной формы
2020-2025
перспективного и календарного планирования
Использование различных видов занятий:
Постоянно
-интегрированных
-предметных в индивидуально-групповой и
подгрупповой форме
Развитие познавательной деятельности детей через
Постоянно
активные формы и развивающие занятия
Продолжить работу по формированию у дошкольников постоянно
уважения к национальным традициям народов Крыма
Развитие творческого потенциала педагогов
постоянно
посредством использования классических и
инновационных технологий
Индивидуализация и гумманизация учебнопостоянно
воспитательного процесса:
-изучение работ педагогов-гуманистов
-подбор методик
-просветительная работа с педагогами
Решение годовых проблем и задач ДОУ и района через постоянно
различные формы педагогической работы с педагогами,
дошкольниками и родителями
Расширить поле взаимодействие ДОУ и родителей
постоянно
ответственный
педагоги
педагоги
педагоги
педагоги
педагоги
педагоги
педагоги
педагоги
педагоги
11